Мероприятия по внедрению нового функционала ЕСИА в 2014 году.

Согласно пункту «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" к 2018 году доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, должна составлять не менее 70% населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. №584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" доступ с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" к  информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в Единой системе идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА). Таким образом, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме должно осуществляться только через авторизацию граждан в ЕСИА.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. №33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг», в рамках проекта внедрения простой электронной подписи в текущем году Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определены следующие направления работ:

1.  Организация выдачи простой электронной подписи (далее – ПЭП) на базе МФЦ;

2.  Организация пунктов активации на базе ФГУП «Почта России»;

3.  Организация пунктов активации ПЭП в территориальных отделениях федеральных органов исполнительной власти, региональных органах исполнительной власти, а также органах местного самоуправления.

В целях реализации проекта внедрения ПЭП были проведены подготовительные мероприятия, в том числе: проведена доработка функционала ЕСИА, реализована упрощенная система регистрации, разработан АРМ ЕСИА, позволяющий проводить подтверждение личности пользователей, проведена доработка нормативной базы (постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 968 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием процедуры регистрации в федеральных государственных информационных системах» и постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2013 г. № 1135 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с уточнением процедуры создания простой электронной подписи с использованием единой системы идентификации и аутентификации»), доработаны и утверждены протоколом заседания подкомиссии от 21.04.2014 г. методические рекомендации по использованию ЕСИА и регламент информационного взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.

Кроме того, проект организации точек выдачи ПЭП был разделен на очереди в рамах которых участники смогут провести интеграцию с ЕСИА с целью выдачи ПЭП посредством программных интерфейсов (API), либо воспользоваться предоставляемым АРМ подтверждения личности.

На заседании по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшению качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее – подкомиссия) и по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации определен состав субъектов, входящих в первую очередь (пилотная группа субъектов РФ) по проведению интеграции информационных систем МФЦ с ЕСИА посредством программного интерфейса (API):

№ п/п

Субъект Российской Федерации

1

Калужская область

2

Республика Башкортостан

3

Республика Татарстан

4

Ростовская область

5

Тюменская область

6

Челябинская область

7

Томская область

8

Приморский край

Плановые сроки проведения работ по интеграции ИС МФЦ с ЕСИА для субъектов первой очереди – июнь-август 2014 года.

Субъекты Российской Федерации, направившие в Минкомсвязи России официальные письма об участии в пилотном проекте по выдаче ПЭП в соответствии с поручением подкомиссии от 31.01.14 №28пр в установленный срок, но не вошедшие в пилотную очередь тестирования, были отнесены ко второй очереди внедрения:

№ п/п

Субъект Российской Федерации

1

Белгородская область

2

Воронежская область

3

Ивановская область

4

Курская область

5

Липецкая область

6

Московская область

7

Тамбовская область

8

Тульская область

9

Ярославская область

10

Архангельская область

11

Мурманская область

12

Ненецкий автономный округ

13

г. Санкт-Петербург

14

Кировская область

15

Пермский край

16

Пензенская область

17

Оренбургская область

18

Республика Мордовия

19

Самарская область

20

Саратовская область

21

Удмуртская Республика

22

Астраханская область

23

Волгоградская область

24

Краснодарский край

25

Кабардино-Балкарская Республика

26

Республика Дагестан

27

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

28

Забайкальский край

29

Иркутская область

30

Кемеровская область

31

Новосибирская область

32

Республика Бурятия

33

Республика Тыва

34

Амурская область

35

Республика Саха (Якутия)

36

Сахалинская область

37

Хабаровский край

 Плановые сроки проведения работ по интеграции ИС МФЦ с ЕСИА для субъектов 2-ой очереди – август-октябрь 2014 года.

Третью очередь сформировали субъекты, не приславшие писем о готовности к участию в проекте внедрения ПЭП или приславшие письма по завершении регламентного срока:

№ п/п

Субъект Российской Федерации

1

Брянская область

2

Владимирская область

3

Костромская область

4

г. Москва

5

Орловская область

6

Рязанская область

7

Смоленская область

8

Тверская область

9

Вологодская область

10

Калининградская область

11

Ленинградская область

12

Новгородская область

13

Псковская область

14

Республика Карелия

15

Республика Коми

16

Нижегородская область

17

Республика Марий Эл

18

Ульяновская область

19

Чувашская Республика

20

Республика Адыгея

21

Республика Калмыкия

22

Карачаево-Черкесская Республика

23

Республика Ингушетия

24

Республика Северная Осетия

25

Ставропольский край

26

Чеченская Республика

27

Курганская область

28

Свердловская область

29

Ямало-Ненецкий автономный округ

30

Алтайский край

31

Красноярский край

32

Омская область

33

Республика Алтай

34

Республика Хакасия

35

Еврейская автономная область

36

Камчатский край

37

Магаданская область

38

Чукотский автономный округ

Плановые сроки проведения работ по интеграции ИС МФЦ с ЕСИА для субъектов 3-ей очереди - октябрь-декабрь 2014 года.

Ввод доработанного функционала ЕСИА в промышленную эксплуатацию запланирован на 15.06.2014 года, к этому моменту организации-участники пилотной группы должны выполнить все организационные работы, указанные в регламенте взаимодействия Участников с Оператором ЕСИА и Оператором эксплуатации инфраструктуры электронного правительства, а именно:

  1. Проверить, чтобы все МФЦ участвующие в проекте были зарегистрированы в ЕСИА (при необходимости направить в службу тех. поддержки ЕСИА заявки на доступ к учетной записи органа/организации в ЕСИА)
  2. Проверить, чтобы все информационные системы по оказанию услуг и участвующие в интеграции с ЕСИА были зарегистрированы в ЕСИА (при необходимости направить в службу тех. поддержки ЕСИА заявки на создание записи регистра информационных систем в ЕСИА)

 

А также сформировать заявки на подключение ИС к тестовой ЕСИА с целью использования программных интерфейсов ЕСИА для идентификации и аутентификации заявителей или ведения регистров ЕСИА и направить их на проверку своему региональному менеджеру. После ввода модернизированной ЕСИА в промышленную эксплуатацию, проверенные заявки необходимо направить в адрес службы технической поддержки ЕСИА.»

В том числе, в 2014 году планируется развернуть пункты активации ПЭП в региональных органах исполнительной власти (далее – РОИВ) и органах местного самоуправления (далее – ОМСУ) с применением АРМ ЕСИА.

В настоящий момент определено 6 пилотных субъектов:

  1. Ярославская область
  2. Тамбовская область
  3. Архангельская область
  4. Кемеровская область
  5. Саратовская область
  6. Тюменская область

В рамках данной активности до конца мая будут собраны предложения от всех субъектов и муниципальных образований по организации мест активации ПЭП на базе РОИВ и ОМСУ, после чего будет определен состав 2-ой и 3-й очереди внедрения, а также сроки проведения интеграционных работ.

Согласно п. 12 раздела 1 протокола заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 21.04.2014г. пилотные регионы должны в срок до 1 июля 2014 года провести пилотный проект по выдаче простой электронной подписи (далее – ПЭП) с применением автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) ЕСИА.

Пилотные регионы согласно  регламенту взаимодействия должны в срок до 15.06.2014г. проверить факт регистрации в ЕСИА органа/организации, которая будет осуществлять активацию простой электронной подписи, и при необходимости направить соответствующую заявку в службу тех. поддержки ЕСИА, а также направить в адрес своего регионального менеджера заявку на создание записи регистра органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи для проверки. После ввода модернизированной ЕСИА в промышленную эксплуатацию, пилотным регионам необходимо проверенные заявки направить на регистрацию в службу тех. поддержки ЕСИА. Кроме того, необходимо организовать рабочие места сотрудников ответственных за активацию ПЭП, обеспечить их квалифицированной электронной подписью (КЭП) и провести обучение по работе с АРМ ЕСИА. Руководство пользователя АРМ ЕСИА участникам пилотной группы тестирования будет направлено до 20 мая 2014 года, по завершении процесса актуализации.

Так же в целях упрощения использования государственных и муниципальных услуг гражданами и организациями, в части применения ЕСИА в целях идентификации, аутентификации и авторизации в информационных системах и информационных ресурсах участникам взаимодействия необходимо обеспечить интеграцию с ЕСИА публичных информационных систем и ведомственных порталов, используемых для предоставления услуг федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами и подведомственными организациями, а так же региональными порталами предоставления государственных и муниципальных услуг.

В текущем году, в дополнение к описанным выше мероприятиям, планируется организовать пункты активации ПЭП с использованием АРМ ЕСИА в 5000 отделений ФГУП «Почта России». В настоящий момент ведется пилотный проект в 30 отделениях почтовой связи (далее – ОПС) в Саратовской (18 ОПС), Новгородской (8 ОПС) и Московской областей (4 ОПС), а также идет формирование карты развития пунктов активации ПЭП в 83 субъектах Российской Федерации. Сроки проведения пилотного проекта c мая по июль 2014 года. Сроки тиражирования АРМ ЕСИА на 5000 ОПС с августа по декабрь 2014 года.»

Все перечисленные мероприятия позволят повысить доступность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме за счет упрощения процедуры взаимодействия с ЕСИА для всех категорий участников: заявителей, работников юридических лиц, государственных служащих, операторов информационных систем. С увеличением числа точек активации многие пользователи, в том числе проживающие в труднодоступных и малонаселенных пунктах нашей страны, смогут получить учетную запись без необходимости визита в офисы ОАО «Ростелеком», расположенные, в основном, в крупных населенных пунктах, а так же без необходимости длительного ожидания почтовой корреспонденции.